Законопроект по досмотру пассажиров внесен правительством в Госдуму

14 мая 2013
Категория: 

Проект закона, устанавливающего алгоритм проведения процедуры досмотра пассажиров на всех видах транспорта, внесен в Государственную Думу федеральным правительством.

Согласно проекту документа специальные части транспортной безопасности будут проводить процедуру проверки пассажиров. Главной функцией данных подразделений безопасности станет обеспечение защиты транспорта и всех объектов транспортной инфраструктуры от попыток незаконного вмешательства.

В пояснительной записке к законопроекту по досмотру пассажиров говорится, что принимаемые на данный момент меры по обеспечению защиты населения в сфере транспорта показали свою недостаточность. Неэффективной оказалась и защита  транспортных средств и объектов транспортного комплекса от незаконного вторжения. Об этом свидетельствуют террористические акты, которые были совершены 24 января 2011 года в аэропорту Домодедово и 29 марта 2010 года в метрополитене города Москва.

Как комментируют в пресс-службе Транспортного ведомства, данный законопроект особенно актуален в вопросе обеспечения транспортной безопасности, поскольку разрешает некоторые организационные вопросы. В частности, согласно действующей в настоящее время Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте на оснащение объектов транспортного комплекса новыми техническими средствами (в том числе оборудованием для досмотра) направляются крупные средства из федеральной казны. При этом регулярно встает вопрос о зоне ответственности, в которой должно находиться данное оборудование: кто и как обязан с ним работать и на каких правовых основаниях для пассажиров.

Согласно проекту досмотр будет направлен на выявление предметов, запрещенных к транспортировке. При этом Министерство транспорта по согласованию с соответствующими ведомствами отдельно утвердит списки запрещенных к перевозке предметов для каждого вида транспорта. Подчеркивается, что процедура досмотра будет проводиться только в случаях, обозначенных в требованиях по обеспечению безопасности на транспорте. Соответственно, тотальный досмотр каждого пассажира на всех видах транспорта исключен. В законопроекте также отмечается, что отказ от проведения досмотра может стать основанием для расторжения договора перевозки.

Относительно самих подразделений транспортной безопасности в министерстве отметили, что данные структуры будут представлять собой исключительно гражданские части, функции которых не будут повторять непосредственные обязанности полиции. Для организаций, которые будут выполнять работу подразделений транспортной безопасности, предусмотрено прохождение обязательной государственной аккредитации. Также при трудоустройстве в данные структуры будет действовать ряд определенных ограничений. В частности, прием на работу ограничен для людей с неснятой или непогашенной судимостью; для людей, состоящих на учете по поводу алкогольной и наркозависимости; уволенных с госслужбы, в том числе из судебных органов, органов прокуратуры или правоохранительных органов, на основаниях, связанных с систематическим или грубым нарушением служебной дисциплины, совершением дисциплинарного проступка или совершением проступка, порочащего честь государственного служащего; входящих в признанные судами террористическими организации. Кроме того, в проекте документа прописано, что в структурах транспортной безопасности не могут работать люди, которые при оформлении на работу сообщили о себе заведомо недостоверные сведения.

Данный законопроект вносит ясность в определение зон транспортной безопасности и разграничивает ответственность между структурами за обеспечение безопасности на транспорте, а также устанавливает порядок прохождения аттестации этими подразделениями. Отмечается, что внесение поправок не предполагает увеличения финансирования со стороны государства. 

Справка:

30 июля 2010 года распоряжением правительства России была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Основная цель работы данной программы заключается в защите здоровья и жизни населения от актов несанкционированного вмешательства на различных видах транспорта, включая террористическую направленность действий. Более сорока шести миллиардов рублей будет выделено на финансирование данной программы до конца текущего года.