Вопросы транспортной и авиационной безопасности обсудили в Минтрансе России

22 мая 2013
Категория: 

В четверг, 16 мая, под председательством заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова прошла встреча по вопросам авиационной и транспортной безопасности. В совещании приняли участие представители двух профильных департаментов Минтранса - Департамента транспортной безопасности и специальных программ и Департамента государственной политики в области гражданской авиации, а также Росавиации и Ространснадзора, с одной стороны, и руководителей крупнейших в России аэропортов и авиакомпаний - Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации. 

Валерий Акулов открыл работу совместного заседания, объявив, что встреча состоялась благодаря поступившим в Транспортное ведомство предложениям по улучшению функционирующего законодательства об авиационной и транспортной безопасности. Замминистра обратился к участникам совещания с просьбой рассматривать предложения, исходя из их приоритетности, и приступить к работе в первую очередь над теми предложениями, которые могут обеспечить максимальный эффект для отрасли.

Председатель Комитета по авиационной безопасности Ассоциации «Аэрпорт» Юрий Ташаев генеральный директор Ассоциации Виктор Горбачев представили собравшимся краткую информацию о ходе подготовки предложений, а также в общих чертах описали внесенные предложения, комментарии и замечания. В частности, эксперты обратили внимание на несогласованность двух документов ФЗ № 60 «Воздушный кодекс РФ» и ФЗ № 16 «О транспортной безопасности».

Представитель ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити» Сергей Фокин озвучил консолидированную точку зрения Ассоциации. Он представил информацию, показывающую, что в целом действующие законодательные нормы в сфере транспортной безопасности, и в частности, разработанный и представленный российским правительством законопроект по внесению дополнений и изменений не соответствуют друг другу и иным нормам, направленным на регулирование  сферы обеспечения защищенности и безопасности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры от актов нелегитимного вмешательства. По мнению специалиста, противоречия и несостыковки, а также случаи «двойного» регулирования делают непрозрачными вопросы ответственности за защиту от актов незаконного проникновения.

Подобное положение дел делает непонятным разграничение сфер ответственности между субъектами транспортной инфраструктуры и службами авиационной безопасности, которые созданы в соответствии с авиационным законодательством, и действуют на его основании. Если ответственность за решение ряда вопросов не разграничена и неконкретна, то спрашивать будет не с кого, заключил эксперт.

Сергей Фокин представил все актуальные для профессионального сообщества гражданской авиации проблемы. Он также внес конкретные предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Кроме того, эксперт представил два пути выхода из сложившейся ситуации: первый вариант предполагает заменить в законодательстве о транспортной безопасности (касательно гражданской авиации) нормы прямого действия на отсылочные нормы, а также внести их в приказ Транспортного ведомства №40, устанавливающего действующие требования транспортной безопасности для сферы гражданской авиации.  Второй вариант, представляющий более сложный стратегический путь развития, предполагает гармонизацию воздушного законодательства и норм, регулирующих транспортную безопасность.

Представитель УК ООО «Базэл Аэро» Виктор Шестернин высказал в своем выступлении критические замечания в адрес законодательство о транспортной безопасности, а также в адрес норм, регулирующих авиационную безопасность. По его мнению, позитивные перемены в области защиты от незаконного проникновения на авиатранспорте невозможны без существенной корректировки законодательства о воздушной безопасности. Он также высказался в поддержку тех комментариев и замечаний, которые были представлены Сергеем Фокиным.

В свою очередь были внесены предложения и замечания и со стороны директора Департамента Государственной политики в области гражданской авиации Владимира Тасуна и исполняющего обязанности директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Транспортного министерства РФ Владимира Морозова. Владимир Тасун полагает, что существование норм международного права и требований ИКАО по воздушной безопасности является достаточным для нормальной работы. Однако в ходе дискуссии он признал существование ряда проблем в сфере законодательного регулирования вопросов транспортной безопасности. Как полагают эксперты, одной из причин наличия нестыковок в своде норм о транспортной и воздушной безопасности является отсутствие прозрачного и четко отрегулированного взаимодействия между двумя профильными структурами Транспортного ведомства России. Между тем, внесенный федеральным правительством на рассмотрение в Госдуму проект закона об изменениях и дополнениях в Закон о транспортной безопасности согласован всеми департаментами, включая Департаментом госполитики в сфере гражданской авиации. Хотя, стоит отметить, что данный законопроект содержит ряд положений, против которых настроены представители авиатранспорта на местах, тем не мене проект согласован всеми профильными структурами.

В ходе работы совещания его председатель Валерий Окулов не раз пытался выяснить у собравшихся единую позицию относительно выхода из сложившегося положения. Мнения разделились между выведением из-под прямого действия общего законодательства о транспортной безопасности норм, регулирующих авиабезопасность и гармонизацией законодательства о транспортной и авиационной безопасности. Эксперты не смогли прийти к единому мнению. Как и предполагалось, решение данного вопроса оказалось самым сложным, также стал очевидным его базовый характер в решении иных проблем в обеспечении авиационной безопасности. Решение данного вопроса относится скорее не к сфере юридического регулирования, а к области политических решений, поэтому принято решение о создании рабочей группы в составе пяти человек. Эта группа в ближайшее время, чтобы успеть к рассмотрению законопроекта Госдумой в первом чтении (июль-август текущего года), должна будет определить стратегию работы над поправками в законодательство. Заместитель министра транспорта Окулов обещал экспертам, что дополнительно обговорить данную проблему на более высоком уровне.

Актуальные проблемы воздушной и транспортной безопасности будут обсуждать с 4 по 7 июля в  городе Иркутск свыше 50 экспертов, которые дополнительно соберутся на совещание, которое организует  Комитет по авиационной безопасности  ассоциации «Аэрпорт» гражданской авиации для выработки общего решения. 12 июля в Москве, в отеле «Аэростар», пройдет научно-практическая конференция, приуроченная 40летнему юбилею авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.