Тарифы по оказанию услуг по оценке уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств

06 июня 2013

Понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС) впервые получило широкое распространение в 2007 году, после принятия Федерального Закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно данному нормативному акту, услуги по оценке уязвимости оказывают специализированные организации, чья деятельность в обязательном порядке подлежит аккредитации при соответствующем компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности.

Оказание регулируемых со стороны государства услуг предполагает наличие определенных норм времени и ценовых ставок (тарифов), на основании которых и рассчитывается стоимость услуги. Тарифы и временные нормы определены, но сама сложившаяся система ценообразования не идеальна. Действующие в настоящее время тарифы были рассчитаны прогнозным методом, исходя из планируемых расходов и доходов специализированных организаций от оказания услуги. Опыт оказанных услуг выявил ряд проблем.

Себестоимость услуги по оценке уязвимости ОТИ и/или ТС рассчитывается путем перемножения тарифной ставки и затраченного на оказание услуги времени. Приказ Минтранса РФ от 15.10.2010 г. № 248 четко определяет нормы времени, но и эти нормы небезупречны. Оценивается не объем изученной информации, а количество страниц текста и графики, при этом не важно какого формата страница А4 или А0. На страницу любого формата текста или чертежа отводится 3 минуты. Дословно это звучит так: «1 страница (лист) считается независимо от формата страницы (листа), размера шрифта и интервала между строк».

Или другой интересный пример: тариф зависит от региона. Но что делать, если субъект транспортной инфраструктуры расположен в Московской области, а его ТС – в Чукотском АО? Согласно установленных ФСТ России тарифов, его величина для Московской области составляет 586 руб/час без НДС, тогда как для Чукотки – 1870 руб/час. Разница очевидна! Разумеется, исполнителю выгоднее применять «чукотский» тариф, особенно если в законодательстве на этот счет нет никаких четких указаний. При этом, специализированная организация всегда может быть обвинена в неправильном применении тарифа, либо она использует неправомерно высокий, либо неправомерно низкий тариф. Проверяющий – всегда прав! ;-)

Оказание услуги предполагает, что чем больше вводных данных получает специализированная организация, тем больший объем работы предстоит выполнить ее сотрудникам и, следовательно, получить более высокую оплату. В данном же случае все наоборот – чем меньше исходной информации, тем больше усилий и времени нужно затратить на выполнение той же работы.

Также, любопытная ситуация возникает, когда бюджетные организации объявляют конкурс для выбора поставщика услуг для оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. Несмотря на то, что тарифы фиксированы, временные нормы определены и объем работ для всех исполнителей одинаков, заказчик по своему понимает положения Федерального Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ и выбирает ту компанию, которая предлагает услугу за меньшую цену. Это в корне неверный подход, так как цена оказания услуги у всех специализированных организаций должна быть одинаковой, а оценивать надо профессионализм исполнителя, его квалификацию.

В соответствии с требованиями федерального закона «О транспортной безопасности» Федеральная служба по тарифам в рамках осуществления контроля за применением регулируемых государством цен (тарифов) на услуги по оценке уязвимости ОТИ и/или ТС затребовала со специализированных организаций сведения, отражающие уровень фактических затрат на оказание услуг. Хочется надеяться, что рассмотрению будут подвергнуты не только финансовые результаты деятельности, но и проблемные вопросы.