Стратегия развития морских портов создана с учетом мировых трендов

29 апреля 2013
Категория: 

Разработаны положения документа «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», которого давно ждали российские портовики.

Согласно замыслу авторов проекта, «Стратегия» должна способствовать формированию современной инфраструктуры морских портов, конкурентоспособной и реализующей все требования экономики Российской Федерации.

Ряд задач необходимо решить для того, чтобы достичь реализации целевых показателей. Первоочередной задачей является обеспечение необходимой степени мощностей портов для грузоперевалки - до 1,6 миллиардов тонн в 2030 году, а также обеспечение безопасной работы морского транспорта и всех объектов инфраструктуры морских портов, что предполагает двукратное уменьшение показателей по авариям при заходах судов.

Авторы документа, разрабатывая тенденции стратегического направления морской портовой инфраструктуры, основывались на пошаговом методе, который состоит из нескольких ступеней анализа: от рассмотрения мировых тенденций развития до разработки определенных инвестиционных проектов в конкретных российских портах.

Объем перевалки грузов в 2030 году будет равен 800-1300 миллионам тонн, такие данные приводят специалисты, делающие предварительный прогноз развития портовой инфраструктуры. В 2010-2030 годах будет наблюдаться рост объемов грузоперевалки по всем основным направлениям движения: Юг, Север, Дальний Восток, Северо-Запад. Причина активного роста перевалки грузов заключается в интенсивном развитии торгово-экономических связей Российской Федерации.

По планам разработчиков «Стратегии», Северо-Западный бассейн в 2030 году займет место первого перевалочного пункта по экспорту российской нефти и нефтепродуктов и минеральных удобрений, также по обороту контейнерных грузов Северо-Запад станет крупнейшим регионом России. В связи с этим план развития Большого порта Санкт-Петербурга имеет первоочередное значение. Он предполагает развитие инфраструктуры действующих контейнерных терминалов, а также возведение новых терминалов для навалочных, наливных, контейнерных и сухих грузов в морском порту Усть-Луга (более 190 миллионов тонн до 2025 года). По задумке разработчиков, порты Северо-Западного бассейна примут на себя те грузовые потоки, которые на данный момент принимают скандинавские и прибалтийские порты.

Росморпорт полагает, что рост портовых мощностей Южного бассейна будет завязан на развитии новых нефтяных терминалов, а также на развитии терминала Шесхарис. К 2030 году 95 процентов насыпных грузов будут транспортироваться через порты Южного направления. Однако в области оборота контейнерных грузов этот порт будет отставать от бассейнов других регионов. Зато объем экспорта российской нефти в этом регионе будет сопоставим с объемами перевалки Северо-Запада.

В Южном направлении среди крупных проектов особо можно отметить возведение сухогрузной части порта Тамань, которая по предварительным данным будет способна отрабатывать до 100 миллионов тон грузов. Также будет построении второй грузовой район в Оле на Каспии и будут развиваться терминалы в Темрюке, Туапсе и Новороссийске.

Объемы перевалок по наливным грузам к 2030 году на Дальнем Востоке достигнут показателя в 64-90 миллионов тонн, а по сухим грузам – в 154-217 миллионов тонн. Основными локомотивами развития в этом бассейне станут терминалы по перевалке зерна, угля, леса и минерально-сырьевых ресурсов. Росморпорт инициировал возведение угольного терминала на берегах залива Петра Великого, который имеет важное стратегическое значение для развития отрасли. Среди других немаловажных проектов для развития транспортного узла Восточный значатся модернизации существующих терминалов морских портов Восточного, Владивостока, Находки и других городов.

Порты Северного направления в 2030 году будут переориентированы на транспортировку минерально-сырьевых и лесных ресурсов, а также нефтяного сырья, которое будет добываться на арктическом шельфе. Благодаря введению в эксплуатацию угольного терминала в городе Мурманск и портовых комплексов по перевалке СПГ, которые будут находиться в районе Обской губы и губы Териберская, значительно увеличится грузооборот.

Заместитель министра транспорта Виктор Олерский заявил, что определены четыре основные задачи «Стратегии». Во-первых, рост портовых мощностей и последовательное обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры. Во-вторых, налаживание безопасной работы морского транспорта и инфраструктуры морских портов. В-третьих, формирование среды функционирования, в которой вырастет конкурентоспособность и привлекательность российских морских портов. В-четвертых, улучшение госуправления в области морского портового хозяйства России.

Необходимо отрегулировать взаимодействие железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта с морскими портами, чтобы добиться повышения привлекательности и конкурентоспособности отечественных портов. Однако, по словам замминистра, все работы по развитию объектов инфраструктуры морских портов будут напрасны, если процесс из развития не будет идти параллельно со строительством железнодорожных магистралей. К 2015 году объем инвестиций в развитие железных дорог должен составлять не менее 217 миллиардов рублей. Как заявил Виктор Олерский, политика железнодорожных тарифов должна оперативно реагировать на макроэкономические показатели спроса и предложения, должна быть более гибкой и мобильной.

Заместитель министра транспорта также подчеркнул, что важное место в реализации инвестиционных программ занимает привлечение источников внебюджетного финансирования. По его словам, к 2015 году соотношение внебюджетных и бюджетных источников финансирования должно остановиться на пропорции один к двум, что означает, что на 1 рубль вливаний из федеральной казны должны приходиться 2 рубля частных финансов.