Рабочее совещание в Администрации морского порта г. Санкт-Петербурга: обсуждение нормативных правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности

03 апреля 2013

29 марта 2013 года в Администрации морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» состоялось рабочее совещание с представителями стивидорных компаний и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в зоне ответственности Администрации морского порта, по вопросам связанным с реализацией требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказа Минтранса России от 08.02.2011 № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» и других нормативных правовых актов. На совещании обсуждались проблемные вопросы категорирования, проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств (далее – ТС). ООО «АМБ» как специализированная организация в области обеспечения транспортной безопасности и я, как ее руководитель, были приглашены принять участие в совещании.

Понятийный аппарат нуждается в доработке

Значительная часть вопросов была связана с несовершенством современной нормативной базы и существующего понятийного аппарата. Многие аспекты, касающиеся обеспечения транспортной безопасности, не освещены в законодательстве или же допускают двоякое толкование. К примеру, справедливое замечание касалось неоднозначности одного из основных терминов – «субъект транспортной инфраструктуры» (далее – СТИ).

Как показывает практика, определение СТИ, приведенное в статье 1 Федерального закона № 16-ФЗ, явно недостаточно для однозначного установления субъекта транспортной инфраструктуры. Неясно, кто является СТИ – собственник ОТИ и ТС или иное лицо, использующее их на законном основании. К тому же, нигде не указано, что СТИ должен быть единственным. В связи с этим возникают закономерные вопросы о распределении функций и разграничении ответственности между несколькими СТИ в области обеспечение транспортной безопасности.

Исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности затруднено их противоречивостью

Целый ряд вопросов затрагивал проблемность исполнения Требований по обеспечению ТБ, приведенных в Приказе № 41, и даже их несоответствие другим нормативным актам. Так, пункт 5.31.13 Требований гласит, что аварийно-спасательные службы допускаются в зоны ТБ только по разовым пропускам, тогда как согласно Федеральному закону № 151-ФЗ спасатели могут беспрепятственно проникать в зону бедствия. Или, скажем, Требования обязывают субъект транспортной инфраструктуры не допускать подготовку к совершению АНВ и передавать выявленных нарушителей сотрудникам МВД, однако по существующему законодательству СТИ не наделен такими полномочиями. Еще один момент, также говорящий о несовершенстве существующего законодательства - отсутствие перечня предметов и веществ, запрещенных или ограниченных для перемещения в зону транспортной безопасности на морском и внутреннем водном транспорте.

К трудностям исполнения Требований участниками обсуждения были отнесены и малые сроки на получение и утверждение оценки уязвимости ОТИ и ТС, а также на разработку и реализацию Плана ОТБ.

На многие, из поднятых в ходе совещания вопросов, были даны исчерпывающие ответы. Например, на сайте Росморречфлота выложен Проект перечня запрещенных предметов и веществ, который пока не имеет юридического статуса, но рекомендован к использованию. При определении перечня должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, можно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 № 1653-р «Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности», т.е., номенклатура (перечень) должностей персонала СТИ, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, определяется СТИ в каждом конкретном случае, исходя из непосредственного участия в разработке и/или реализации Плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Определение конкретных работ, профессий или должностей на правительственном уровне не представляется возможным, это право и обязанность каждого конкретного СТИ.

Что же касается сроков – на работы по обеспечению ТБ в общей сложности отводится 9 месяцев (3 – на получение и утверждение оценки уязвимости; и 6 месяцев с момента утверждения оценки уязвимости – на реализацию Плана ОТБ, причем 3 месяца из этих 6 отводится на разработку и утверждение ПОТБ). Трудности связаны, в основном, с тем, что Росморречфлот порой не успевает утвердить оценку уязвимости в установленные сроки, но это не делает работу невыполнимой в принципе.

По прочим же вопросам можно порекомендовать обратиться в Минтранс в порядке, установленном Статьей 12 Федерального закона №16-ФЗ.

Практический подход к исполнению Требований по обеспечению транспортной безопасности

Разумеется, были и вопросы, касающиеся практического внедрения некоторых пунктов Требований. Может ли лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, отвечать за ТБ и на всех объектах транспортной инфраструктуры? С какой периодичностью должна проводиться аттестация лиц, участвующих в обеспечении ТБ? Чем определяются объемы и стоимость работ по оценке уязвимости ОТИ и ТС? Может ли Служба Морской Безопасности играть роль контролирующего органа за соблюдением закона по ТБ? И так далее.

Ответы на некоторые вопросы достаточно очевидны: например, СМБ не может исполнять контролирующие функции, так как не является федеральным органом исполнительной власти, что противоречит Федеральному закону № 16-ФЗ. А вот относительно многих других в законодательстве нет четких указаний, как, впрочем, нет и ограничений.

Какой можно сделать вывод? Большинство проблем возникает из-за неверного или двоякого толкования отдельных пунктов Требований. В связи с этим хотелось бы напомнить, что на официальном сайте Минтранса размещен проект приказа «О внесении изменений в некоторые акты Министерства транспорта Российской Федерации», открытый для публичного обсуждения, и все предложения и пожелания по поводу имеющихся в Требованиях противоречий стоит направлять непосредственно в Минтранс.

Password: