Ответственность за обеспечение антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры ляжет на плечи частных предпринимателей

30 июля 2013
Категория: 

23 июля 2013 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам антитеррористической защищенности объектов». Новый закон призван, в частности, усилить профилактические меры, применяемые с целью снизить риск угрозы теракта.

В связи с этим, согласно новому нормативному правовому акту, расширяется список субъектов, несущих ответственность за антитеррористическую безопасность в местах массового пребывания людей: требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) теперь должны будут исполнять как юридические лица (собственники данных объектов), так и физические лица, занимающиеся предпринимательской или не приносящей прибыли деятельностью на принадлежащих им объектах. При этом под местом массового скопления людей подразумевается место (территория) общего пользования в населенном пункте или за его пределами, а также в зданиях, сооружениях и иных объектах, где при определенных условиях одновременно может находиться более 50 человек.

Само собой, под данное определение подпадают транспортные узлы – аэропорты, вокзалы, морские и речные порты. И, несмотря на то, что новые требования коснутся всех мест общественного пользования, дороже всего меры по их реализации обойдутся именно транспортным компаниям, в первую очередь, авиационным – так считает топ-менеджер одной из крупнейших авиакомпаний. Это не сможет не отразиться на стоимости услуг перевозчиков.

Реализация нововведений обойдется недешево

В данный момент готовятся подзаконные акты, которые, в частности, внесут изменения в Приказ Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011 года № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». Эти корректировки предусматривают организацию постоянного видеонаблюдения с онлайн-трансляцией на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в том числе, и на самолетах. А.А. Андреев, председатель подкомитета по воздушному транспорту Госдумы,  подтвердил существование такого требования.

Итак, какие же издержки ожидают авиакомпании в связи с нововведениями? Конечно, о конкретных цифрах говорить пока рано. Например, представитель «Аэрофлота» отказался комментировать ситуацию, но отметил, что установка систем видеонаблюдения на самолетах обойдется недешево. Топ-менеджер другого крупного перевозчика сделал смелое предположение, назвав сумму в 1 млн долларов на 1 самолет, и это без учета стоимости видеотрафика. Подсчеты еще одной крупнейшей авиакомпании, сделанные сотрудниками отдела технической поддержки, скромнее, однако цифра все равно впечатляющая: 300 тыс. долларов на 1 самолет. В эту сумму входит проведение интернета на борт ($150 000) и стоимость как минимум 5 камер (по $30 000), но, опять же, не учитываются затраты на онлайн-трансляцию.

Если отталкиваться от самого оптимистичного прогноза, то затраты на переоборудование всего парка самолетов того же «Аэрофлота» (134 машины) составят 40 млн долларов, а это четверть чистой годовой прибыли авиакомпании (по цифрам 2012г.).

Разумеется, простой установкой оборудования дело не ограничится. Записи, поступающие с камер на самолетах, необходимо мониторить. Этим должны будут заниматься частные охранные предприятия, а также собственные службы безопасности аэропортов и авиакомпаний, следовательно, придется расширять штат сотрудников, а это дополнительные расходы. Кроме того, лизинговые компании, являющиеся собственниками самолетов, могут негативно отреагировать на необходимость конструктивных доработок воздушных машин.

Как справедливо заметил А.А. Андреев, борьба с такой глобальной угрозой как терроризм не может стоить дешево. Точная сумма всех затрат, а также сроки реализации новых требований будут известны по результатам исследований, которые сейчас проводятся по поручению силовых структур и Минтранса РФ. Представители же Минтранса РФ, а также МВД РФ и ФСБ РФ комментариев по поводу новых требований пока не дали.

Эффективность реализации мер по обеспечению антитеррористической безопасности на практике

Разумеется, новый закон вызывает массу вопросов. Например, Дмитрий Столяров, заместитель гендиректора авиакомпании «Трансаэро», высказывает сомнения в том, что физические и юридические лица смогут выявлять, предупреждать, пресекать и расследовать теракты, ведь пока не ясно, каким образом они будут это осуществлять.

А вот Виталий Ванцев, председатель совета директоров «Внуково», считает, что данный нормативный правовой акт не только вводит новые обязанности, но и дает определенные полномочия авиаперевозчикам. Так, после теракта в аэропорту «Домодедово» в 2011 г. и расследования, проведенного Генпрокуратурой, сотрудникам служб безопасности аэропортов и ЧОПов вменили в обязанность следить за ситуацией по всему периметру и за пределами помещения аэропорта, но вот проводить досмотр пассажиров без их на то согласия они не имели права. Теперь же такие полномочия появятся.

С другой стороны, Ванцев отмечает, что перекладывать ответственность за антитеррористическую защищенность объектов с государственных структур на частных предпринимателей все-таки странно, а также напоминает, что авиаперевозчики и без того осуществляют контроль безопасности согласно Федеральному закону №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Password: