Изменения, внесенные в существующий порядок досмотра на транспорте, будут приняты Госдумой в июне

07 июня 2013
Категория: 

Государственная Дума в скором времени рассмотрит новый законопроект, касающийся подразделений транспортной безопасности. 

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов пояснил, что необходимость рассмотреть законопроект как можно быстрее связана с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. Данная Программа была утверждена в июле 2010 года и рассчитана на срок до конца 2013 года. За время действия Программы было закуплено дорогостоящее оборудование для проведения досмотров, призванное повысить уровень безопасности на транспорте. В 2011 и 2012 гг. на реализацию Программы из федерального бюджета было выделено 11,256 млрд руб. и 14,083 млрд руб. соответственно. Общий объем финансирования к концу года составит примерно 46 млрд руб. Суммы впечатляют, однако новый порядок проведения досмотров на транспорте до сих пор не регламентирован. Это и стало основной причиной, по которой Госдума рассмотрит законопроект, внесенный правительством 8 мая, уже в июне этого года, как сообщил Старовойтов.

Итак, каковы же главные положения нового документа? Во-первых, законопроект дает определение подразделений транспортной безопасности, разъясняет предъявляемые к ним требования и полномочия сотрудников данных подразделений. Во-вторых, законопроектом предполагается создание специализированных подразделений, обеспечивающих безопасность на транспорте путем проведения досмотра пассажиров.

По словам Евгения Ночкина, представителя Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ, одновременно с рассмотрением законопроекта в Госдуме ведется разработка нормативных актов, определяющих порядок для получения юридическими лицами аккредитации на деятельность в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также требования к обучению и аттестации сотрудников новых подразделений.

Ночкин также особо отметил, что роль этих подразделений смогут исполнять ведомственные охранные структуры, а также частные организации, соответствующие всем требованиям законопроекта и получившие аккредитацию на данный вид деятельности. Это не означает, что подразделения транспортной безопасности станут «вторым эшелоном» правоохранительных органов. Обязанности сотрудников новых подразделений будут четко прописаны в законе, чтобы избежать дублирования функций.

Как подчеркнул начальник Управления обеспечения охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД РФ Александр Востриков, сотрудники транспортной безопасности при обнаружении у пассажиров предметов, запрещенных к перевозке, должны будут проинформировать об этом  полицейского, который будет действовать уже в порядке, предписанном КоАП и законом «О полиции». Пассажиры смогут определить специалистов транспортной безопасности по особым отличительным знакам.

Что касается количества сотрудников транспортной безопасности, их штатная численность в каждом подразделении будет варьироваться в зависимости от оценки уязвимости, полученной конкретным объектом транспортной инфраструктуры.

Как упоминалось выше, новый законопроект дает подразделениям транспортной безопасности полномочия на досмотр пассажиров. Кстати, отказ от досмотра будет считаться достаточным основанием для снятия пассажира с транспорта. Разумеется, проведение сплошного досмотра не всегда целесообразно, особенно при большом пассажиропотоке (например, на объектах железнодорожного транспорта или в метрополитене). Решение о сплошном досмотре будет приниматься спецслужбами при значительном уровне угрозы. Во всех остальных ситуациях досмотр будет осуществляться выборочно, и этой процедуре будет подвергаться только граждане, вызывающие определенные подозрения.

Данный законопроект, равно как и вся Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, направлен на повышение уровня безопасности пассажиров и защиту их жизни от различных незаконных действий на транспорте, в том числе, и от террактов.