Эксперты рассмотрели проект откорректированной Транспортной стратегии на период до 2030 года

28 января 2013
Категория: 

Совещание секции Экспертного совета при правительстве Российской Федерации прошло в Минтрансе России. По сообщению пресс-службы транспортного ведомства, в ходе заседания был рассмотрен проект отредактированной Транспортной стратегии на срок до 2030 года.

Глава Минтранса Максим Соколов в приветственном слове подчеркнул, что этот документ вместе с Государственной программой «Развитие транспортной системы», будет необходимым механизмом как стратегического, так и среднесрочного планирования бюджета.

Транспортная стратегия, отражая системность в определении целей, раскрывает конкретные целевые ориентиры. Она позволяет двигаться по пути развития всей совокупности транспортного комплекса, а также в направлении развития всей экономики в целом.

Заместитель руководителя Департамента программ развития транспортного ведомства Российской Федерации Георгий Петрушенко выступил с главным докладом. По его словам, наделение Минтрансом России особой значимостью Транспортной стратегии исходит из определения целей общественно-экономического развития государства, основанных на данных Министерства экономразвития. А также на свежих показателях предполагаемых нужд различных секторов экономики и регионов, последствий присоединения Российской Федерации к ВТО и введения Единого экономического пространства.

В последнее время в сфере транспорта отмечаются положительные тренды развития. За последнее десятилетие увеличилась в 2 раза валовая добавленная стоимость, сделанная на транспорте, составив 7% от российского ВВП. Третью часть от экспорта всех услуг составил экспорт услуг транспорта, достигнув в 2011 году порядка 14 миллиардов, что в пять раз больше предыдущих показателей.

Сумма финансовых вливаний в транспортный комплекс с 2000 года увеличилась в два раза, составив в 2011 году почти 1,2 триллиона рублей, что равно порядка 10% от всех инвестиций в российскую экономику.

Оборот грузов на транспорте увеличился за последнее десятилетие на тридцать пять процентов, достигнув показателя 2,6 триллионов тонно-километров. Таким образом, докризисные показатели 2008 года оказались превышенными на 4%.

В рамках реализации федеральных целевых программ принимались меры по поддержке в рабочем состоянии и обновлении важнейших секторов транспортной инфраструктуры России. Однако современное состояние российской системы транспорта не удовлетворяет весь спрос развивающихся секторов российской экономики, не обеспечивает конкурентоспособного уровня  на всемирном рынке транспортных услуг, не отвечает потребностям населения в более высоком уровне собственной мобильности.

Георгий Петрушенко подчеркнул, что транспортная мобильность большинства граждан составляет всего семь тысяч километров на одного человека в год, что является очень низким показателем. Этот факт, по словам Петрушенко, является одним из ключевых препятствий на пути решения вопроса безработицы на региональных рынках труда.

Финансирование инвестиционной программы железнодорожной сферы на данное время существенно ниже нормы, обозначенной в нынешнем варианте Транспортной стратегии. В виду чего увеличивается количество отрезков путей, на которых вводится ограниченная пропускная способность. Протяженность этих железнодорожных путей составляет на сегодня порядка 6 тысяч километров, а к 2015 году, по словам экспертов, их длина может вырасти до 13 тысяч километров.

Отмечается, что не окончено строительство опорной сети федеральных автодорог. В усиленном режиме используется около четверти всей протяженности федеральной сети, включая большинство магистралей, опоясывающих крупные российские города. В связи с этим, немаловажное значение для решения вопросов развития дорожной сферы имеет система вновь созданных дорожных фондов.

Георгий Петрушенко подчеркнул в докладе, что возрастает дисбаланс между тем, как скоро растут порты России и тем, как развивается необходимая инфраструктура, не смотря на то, что за последние несколько лет возведены новые мощности для переработки грузов в российских портах совокупным объемом порядка тридцати миллионов тонн.

Замруководителя Департамента отметил, что транспортно-логистическая система остается в недостаточно развитом состоянии, не смотря на многие шаги в развитии, сделанные за последнее время. Уровень использования контейнерных технологий существенно отстает от аналогичных иностранных показателей. Практика контрейлерных перевозок, по словам Петрушенко, не развивается вовсе. Транспортная стратегия – это вариант решения всех наболевших проблем, -считает Геннадий Петрушенко.

По его словам, этот документ основан на прогнозах общественно-экономического развития России по двум направлениям: консервативному (иначе говоря, энерго-сырьевому) и инновационному путям развития. Поэтому возможно ускоренное развитие, в то же время есть варианты различного бюджетного ограничения. Эти планы развития предусматривают разную ресурсную основу. Разница в финансировании вариантов развития составляет 45%, что является весьма существенным показателем. При этом главным условием обоих планов является выделение бюджетных средств в транспортную отрасль.

Сырьевой вариант развития основан на самых жестких ограничениях бюджета. Он рассчитан на реализацию узкого спектра приоритетных задач, которые смогут обеспечить сдерживание негативных для развития российской экономики и социальной сферы факторов.

Инновационный сценарий основан на форсированном и сбалансированном развитии отрасли транспорта. При этом транспортный комплекс рассматривается в качестве фактора, позитивно влияющего на экономический рост и конкурентоспособность российской экономики.

Петрушенко обозначил основные цели, стоящие перед Транспортной стратегией. Прежде всего, это создание единого транспортного пространства на территории России; обеспечение доступности и надлежащего качества транспортных и логистических услуг в сфере грузоперевозок как для населения страны, так и для масштабных потребностей развития экономики. Помимо этого, он отметил включение в мировое транспортное пространство, а также реализацию транзитных возможностей России; уменьшение пагубного воздействия транспорта на окружающую среду; улучшение показателей обеспечения безопасности в сфере транспорта.

Геннадий Петрушенко подчеркнул, что Транспортная стратегия также определяет миссию государства в области развития транспортного комплекса и его функционирования. Миссия заключается в создании условий, способных обеспечить экономический рост, усилить конкурентоспособность российской экономики и повысить качество жизни граждан путем обеспечения доступа к квалифицированным и безопасным транспортным услугам, а также превратить географическое своеобразие российских ландшафтов в конкурентное преимущество. Формирование эффективной транспортной системы, по словам Петрушенко, будет являться ускорителем развития всех отраслей экономики во всех регионах страны, что обеспечит многогранное развитие национальной экономики и удовлетворит потребности населения.